Logic Pro X Tips Tricks

Многополосный эквалайзер: Принцип работы. Частотные конфликты.

Блог Logic Pro
Многополосный эквалайзер — это устройство или программный плагин, который разделяет аудиосигнал на несколько частотных диапазонов (или полос), что позволяет отдельно корректировать громкость каждой полосы. С его помощью можно ослаблять или усиливать частоты в разных частях спектра, что позволяет корректировать тембр звука, убирать нежелательные частоты или подчеркивать определенные элементы в миксе.

Принцип работы многополосного эквалайзера заключается в том, что сигнал проходит через несколько фильтров (низкочастотные, высокочастотные, полосовые и т.д.), которые усиливают или ослабляют сигнал на определенных частотах. Эти фильтры можно настроить по нескольким параметрам:

1. Частота (Frequency) — на какой частоте применяется коррекция.
2. Полоса пропускания (Q или Bandwidth) — насколько широк диапазон частот, подлежащий изменению.
3. Усиление или ослабление (Gain) — насколько сильно увеличить или уменьшить уровень сигнала на выбранной частоте.

Channel EQ в Logic Pro X

Channel EQ — это встроенный эквалайзер в Logic Pro X, который представляет собой цифровой многополосный эквалайзер. Он состоит из восьми полос, каждая из которых предназначена для управления определенным диапазоном частот. Эквалайзер позволяет пользователю изменять и настраивать параметры каждого фильтра для точной обработки сигнала.

Основные элементы Channel EQ:

1. НЧ фильтр (Low Cut) — фильтр, который ослабляет частоты ниже выбранного значения, часто используется для удаления нежелательных низких шумов.
2. Высокочастотный фильтр (High Cut) — ослабляет высокие частоты выше выбранного значения, полезен для смягчения звука.
3. Полосовые фильтры (Bell) — эти фильтры предназначены для усиления или ослабления сигнала на выбранных частотах. В Channel EQ таких полос несколько, и каждая из них позволяет точно настроить корректировку в нужном месте спектра.
4. Полочные фильтры (Shelving) — эти фильтры (низкочастотные и высокочастотные) усиливают или ослабляют все частоты ниже или выше выбранной точки, что позволяет плавно корректировать низкие и высокие частоты.
5. Анализатор спектра — визуализирует частотный спектр в реальном времени, что помогает визуально определить, где находятся нежелательные частоты или, наоборот, те, которые нуждаются в усилении.

Channel EQ позволяет изменять параметры с высокой точностью, предоставляя пользователю интуитивный интерфейс с графическим отображением каждой полосы и её воздействия на частотный спектр сигнала.
В аранжировке эквализация служит для того, чтобы каждый инструмент в миксе занимал своё место в частотном спектре и не конфликтовал с другими звуками. Это позволяет избежать загромождения микса и подчеркнуть нужные частотные области для каждого элемента.

Что нужно эквализировать в аранжировке:

1. Очистка частотного спектра. Необходимо удалить ненужные низкие частоты (часто ниже 50–100 Гц) на инструментах, которые не требуют присутствия в басовой области (например, гитары, вокал, перкуссия), чтобы освободить место для баса и бочки.
2. Разделение инструментов. Эквалайзером можно выделить ключевые частоты каждого инструмента, чтобы избежать частотных конфликтов. Например, если клавишные и гитара занимают одни и те же частотные диапазоны, один из них можно ослабить в этих частотах, а другой усилить.
3. Подчеркивание важных частот. Используя эквалайзер, можно усилить частоты, которые отвечают за ясность или яркость инструмента (например, добавить высоких частот вокалу для придания четкости или средних частот гитаре для лучшего “пробивания” микса).

Приемы эквализации различных инструментов:

1. Бас-гитара:

Низкие частоты (60–100 Гц): Усиление в этой области для добавления глубины и “теплоты” баса.
Средние частоты (300–500 Гц): Обрезка, если бас звучит “грязно” или “мутно”.
Высокие частоты (1–3 кГц): Легкое усиление для большей атаки и четкости в миксе.

2. Барабанный бочка (Kick drum):

Низкие частоты (50–80 Гц): Усиление для придания “глубины” и “мощи”.
Область атаки (3–5 кГц): Усиление для выделения удара бочки.
Обрезка высоких частот (выше 10 кГц): Удаление ненужного шума и шипящих звуков.

3. Снейр (Snare drum):

Средние частоты (150–250 Гц): Усиление для придания снейру “тела”.
Область атаки (3–5 кГц): Усиление для добавления атаки и четкости.
Обрезка низких частот (ниже 100 Гц): Удаление ненужных низких частот для очистки микса.

4. Электрогитара:

Низкие частоты (ниже 100 Гц): Обрезка для освобождения места для баса и бочки.
Средние частоты (500–1.5 кГц): Усиление для придания “телесности” звука.
Высокие частоты (3–5 кГц): Легкое усиление для яркости и четкости.

5. Вокал:

Низкие частоты (ниже 100 Гц): Обрезка, чтобы убрать ненужный низ.
Средние частоты (1–3 кГц): Усиление для увеличения четкости и разборчивости.
Высокие частоты (5–10 кГц): Легкое усиление для придания вокалу “воздушности” и присутствия.

6. Синтезаторные пэды:

Низкие частоты (ниже 100–150 Гц): Обрезка для устранения ненужного гула.
Средние частоты (500 Гц–1.5 кГц): Усиление для добавления телесности и детализации.
Высокие частоты (7–10 кГц): Усиление для создания ощущения “воздушности”.

Общие приемы:

1. Обрезка низких частот (Low Cut): Используйте на большинстве инструментов, кроме баса и бочки, чтобы избавиться от ненужного гула и освободить место в нижнем диапазоне.
2. Подчеркивание атаки: Усиление средних и высоких частот на ударных и перкуссии для яркости и четкости.
3. Маскирование: Если два инструмента конкурируют за одни и те же частоты, ослабьте частоты одного инструмента в этой области и усильте другой.

Эквализация — это искусство, и всегда нужно действовать с учетом конкретного микса, слуха и целей, которых вы хотите достичь.
Частотные конфликты инструментов: природа возникновения

Частотные конфликты возникают, когда несколько инструментов занимают одну и ту же частотную область в миксе. В результате звук становится “мутным”, теряется четкость, и инструменты плохо различаются на слух. Это происходит по нескольким причинам:

1. Перекрытие частот: Многие инструменты издают звуки в одинаковых частотных диапазонах. Например, гитара, клавишные и вокал могут бороться за пространство в среднечастотной области, где обычно находится основная музыкальная информация.
2. Плохая балансировка микса: Когда не уделяется внимание распределению инструментов по частотам, несколько инструментов могут конкурировать друг с другом, создавая конфликт в определенном диапазоне.
3. Резонансы: Иногда некоторые частоты в инструменте могут быть чрезмерно выражены и резонировать, особенно если есть большое количество низких или средних частот.
4. Переизбыток баса или высоких частот: Неправильное распределение частот может привести к тому, что низкие частоты перегружают микс, а высокие звуки создают резкий и раздражающий эффект.

Как эквалайзер помогает разрешить частотные конфликты

Эквалайзер — это основной инструмент для разрешения частотных конфликтов. С его помощью можно устранить нежелательные частоты, сделать микс более сбалансированным и четким. Основные методы устранения частотных конфликтов с помощью эквалайзера включают:

1. Обрезка низких частот (Low Cut):

• Один из самых распространенных способов борьбы с частотными конфликтами — это использование обрезки низких частот (также называется high-pass filter) на инструментах, которые не должны иметь сильного басового присутствия, таких как гитары, клавишные или вокал. Это освобождает место для бас-гитары и ударной бочки.
• Например, если вокал и бас-гитара конкурируют за низкочастотное пространство, можно применить обрезку на вокале на частотах ниже 100–150 Гц, чтобы удалить ненужный “гул”.

2. Подчеркивание и ослабление частот (Boost/Cut):

• Один из способов решения конфликта — это ослабление частот одного инструмента и усиление тех же частот на другом. Например, если клавишные и гитара конкурируют за пространство в диапазоне 500–1000 Гц, можно ослабить эти частоты на гитаре и усилить на клавишных, или наоборот. Это помогает каждому инструменту “дышать” и находиться в своей частотной зоне.
• Например, на гитаре можно ослабить частоты около 500 Гц, а на вокале, наоборот, усилить их, чтобы вокал “всплыл” в миксе.

3. Использование эквалайзера для определения резонансов:

• Применение узкого полосового фильтра (notch) для устранения проблемных частотных резонансов. Например, если бас слишком “гудит” на определенной частоте, можно найти и ослабить эту частоту с помощью эквалайзера, не влияя на остальные частоты.
• Для этого обычно усиливают узкую полосу эквалайзера и медленно перемещают частоту, пока не обнаружится проблемная частота, затем ее ослабляют.

4. Разделение инструментов по спектру:

• Для того чтобы избежать частотных конфликтов, каждый инструмент должен занимать свою “зону” в частотном спектре. Например:

Бас и бочка занимают область 60–100 Гц.
Вокал и гитара — средние частоты (от 1 до 3 кГц).
Синтезаторы и верхняя перкуссия — высокие частоты (от 5 до 10 кГц).

• Подчеркивание или ослабление частот позволяет сделать так, чтобы инструменты дополняли друг друга, а не конкурировали.

5. Использование визуальных анализаторов спектра:

• Эквалайзеры, такие как Channel EQ в Logic Pro X, имеют встроенные анализаторы спектра, которые показывают, какие частоты доминируют в звуке. Это позволяет визуально определить, где возникает конфликт. Например, если виден пик на определенной частоте у нескольких инструментов, это может быть признаком конфликта.

Примеры эквализации для разрешения частотных конфликтов:

1. Бас и бочка:
• Бочку усиливают на частотах 60–80 Гц для придания “тяжести”, а бас можно ослабить в этой области и усилить на частотах 100–150 Гц, чтобы они не конкурировали друг с другом.

2. Гитара и вокал:
• Если вокал и гитара конфликтуют в средних частотах (около 2–3 кГц), можно ослабить гитару в этой области и усилить вокал, чтобы вокал лучше “высовывался” в миксе.

3. Клавишные и синтезаторы:
• Для того чтобы клавишные не конкурировали с синтезаторами, можно ослабить синтезаторы на частотах 300–500 Гц, а клавишные усилить в этой области, оставив синтезаторам высокие частоты (7–10 кГц).


Эквализация — это ключевой метод для разрешения частотных конфликтов в миксе. С её помощью можно улучшить качество звука, сделать микс более чистым и прозрачным. Главная задача — дать каждому инструменту своё место в частотном спектре, при этом избегая перенасыщения или маскирования одного инструмента другим.

В заключении расскажу, какие типы эквалайзеров существует и для чего они применяются.
Существует несколько типов эквалайзеров, каждый из которых используется для разных целей в звукорежиссуре и аранжировке. Вот основные виды эквалайзеров и их краткое описание:

1. Графический эквалайзер (Graphic Equalizer)

Описание:
Графический эквалайзер имеет несколько фиксированных полос частот с одинаковыми интервалами, где каждая полоса управляется фейдером для усиления или ослабления сигнала на определенной частоте. Пользователи видят “график” частотного спектра, что облегчает настройку.
Предназначение:
Обычно используется для быстрого и простого изменения частотного баланса в различных средах, таких как живое выступление, мастеринг или при настройке акустики помещения.
Пример:
• Alesis DEQ830 (8-полосный графический эквалайзер).

2. Параметрический эквалайзер (Parametric Equalizer)

Описание:
Это наиболее гибкий тип эквалайзера, позволяющий пользователю управлять тремя основными параметрами для каждой полосы: частотой (какую частоту корректировать), шириной полосы (Q) и усилением/ослаблением (насколько изменить уровень на выбранной частоте).

Предназначение:
Используется в студийной работе для точной настройки частотного спектра инструмента или вокала. Отлично подходит для устранения резонансов, выделения важных частот или исправления проблем в миксе.

Пример:
FabFilter Pro-Q 3 (один из самых популярных параметрических эквалайзеров в профессиональной звукозаписи).

3. Полосовой эквалайзер (Band-Pass Equalizer)
Описание:
Этот тип эквалайзера позволяет выделять или ослаблять только определенный узкий диапазон частот, оставляя остальные частоты без изменений. Обычно это фильтры с очень узкой полосой (так называемые Notch фильтры).

Предназначение:
Используется для удаления или коррекции нежелательных частот, таких как резонансы или шумы. Полосовой эквалайзер часто используется при сведении живых инструментов для устранения акустических дефектов записи.

Пример:
Waves Renaissance EQ (с поддержкой узких полосовых фильтров).

4. Полочный эквалайзер (Shelving Equalizer)

Описание:
Полочный эквалайзер усиливает или ослабляет все частоты выше (высокочастотный полочный фильтр) или ниже (низкочастотный полочный фильтр) заданной частоты, создавая “полку” на графике эквалайзера.

Предназначение:
Используется для общей коррекции низких или высоких частот на вокале, синтезаторах, гитарах и других инструментах. Полочные фильтры часто применяются для изменения тембра и общей тональности звука.

Пример:
SSL G-Equalizer (входит в набор плагинов SSL, имеет качественные полочные фильтры).

5. Низкочастотный фильтр (Low-Pass Filter, LPF) и Высокочастотный фильтр (High-Pass Filter, HPF)

Описание:
Низкочастотный фильтр (LPF) обрезает все частоты выше заданной точки, пропуская только низкие частоты, а высокочастотный фильтр (HPF) делает наоборот, пропуская только высокие частоты и обрезая все низкие.

Предназначение:
Используются для удаления ненужных низких или высоких частот. Например, HPF часто применяется на вокале и инструментах, чтобы убрать ненужный гул, а LPF — для обрезки высокочастотного шума или шипящих звуков.

Пример:
Logic Pro X Channel EQ (имеет встроенные LPF и HPF).

6. Эквалайзер с фиксированными частотами (Fixed Frequency Equalizer)

Описание:
Эквалайзер с фиксированными частотами имеет заранее заданные частотные диапазоны, которые нельзя изменить. Пользователь может лишь регулировать усиление или ослабление этих частот.

Предназначение:
Используется для базовой корректировки частотного спектра, часто в бытовой аудиотехнике или простых аудиопроцессорах. Однако есть яркие представители этого класса эквалайзеров, используемых в студийной работе.

Пример:
Neve 1073 (классический эквалайзер с фиксированными частотами, используется в студийной записи).

7. Эквалайзер на основе динамической обработки (Dynamic Equalizer)

Описание:
Динамический эквалайзер изменяет свое действие в зависимости от уровня входящего сигнала. Когда определенная частота превышает заданный порог, эквалайзер ослабляет или усиливает эту частоту автоматически.

Предназначение:
Применяется для тонкой корректировки звука при сведении и мастеринге, особенно полезен для устранения проблемных частот, которые проявляются только в некоторых моментах (например, при громких пиках на вокале или в инструментах).

Пример:
iZotope Ozone Dynamic EQ.

8. Линейно-фазовый эквалайзер (Linear Phase Equalizer)

Описание:

Линейно-фазовый эквалайзер сохраняет фазу сигнала неизменной, что предотвращает фазовые искажения при эквализации. Это особенно важно при работе с полным миксом или в процессе мастеринга.

Предназначение:

Часто используется в мастеринге или при работе с многополосными инструментами, где важно сохранить точность фазовой информации и избежать артефактов.

Пример:

Waves Linear Phase EQ.

Заключение:

Эквалайзеры играют ключевую роль в обработке звука и сведении миксов. Они помогают улучшить баланс инструментов, устранить нежелательные частоты и сделать звук более чистым и профессиональным. Выбор эквалайзера зависит от конкретных задач, будь то мастеринг, сведение или просто общая тональная корректировка.