Как создать SuperSaw звук как в Roland JP8000 в Logic Pro X

Как создать SuperSaw звук как в Roland JP8000 в Logic Pro X


Часть 1: Создание пресета SuperSaw в Logic Pro X ES2

ES2 — классический и гибкий синтезатор Logic, идеально подходящий для начала.

  1. Инициализация:

    • Откройте Logic Pro X и создайте новую дорожку Software Instrument.
    • В слоте Instrument канала выберите ES2 (Stereo).
    • В окне плагина ES2 перейдите в меню File (или Presets) и выберите Initialize Patch (Инициализировать патч). Это сбросит все настройки к базовому состоянию.
  2. Настройка Осцилляторов (Oscillators):

    • Осциллятор 1: Оставьте его как есть — по умолчанию это пилообразная волна (Saw). Убедитесь, что он активен (не в положении off).
    • Осциллятор 2: Установите форму волны на пилообразную (Saw). Слегка расстройте его относительно Осциллятора 1 с помощью ручки tune (тонкая настройка). Попробуйте значение около +7 центов (cents).
    • Осциллятор 3: Также установите форму волны на пилообразную (Saw). Расстройте его в противоположную сторону, например, -7 центов, используя ручку tune.
    • Микшер Осцилляторов (Треугольник): Переместите точку в треугольном микшере так, чтобы все три осциллятора были слышны примерно на одном уровне. Можно начать с центра.
  3. Голоса и Унисон (Voices & Unison):

    • В правой части интерфейса ES2 найдите секцию Voices. Установите режим Poly (Полифонический).
    • Активируйте режим Unison. Это создаст несколько копий (голосов) для каждой ноты, что является ключом к звуку SuperSaw.
    • Настройте параметр Detune в секции Unison. Начните с небольшого значения (например, 10-20%) и увеличивайте по вкусу. Это добавит ту самую "широкую" расстроенность. Экспериментируйте с количеством голосов Unison (если доступно в вашей версии ES2 или через настройки). Чем больше голосов, тем плотнее звук, но и выше нагрузка на CPU.
    • Analog: Добавьте немного значения ручкой analog (например, 5-15%), чтобы внести легкую случайность и "теплоту" в высоту тона каждого голоса, имитируя аналоговые синтезаторы.
  4. Фильтр (Filter):

    • Обычно для SuperSaw используется Low Pass Filter (Фильтр низких частот). В секции Filter 1 выберите тип фильтра, например, LP 24dB Fat.
    • Установите Cutoff (Частота среза) на свой вкус. Для яркого лида — выше, для пэда — ниже. Начните примерно с 75%.
    • Resonance (Резонанс) установите на низкое значение (5-15%) для начала, чтобы не перегрузить звук.
  5. Огибающие (Envelopes):

    • Env 2 (Amplitude Envelope - Громкость): Это стандартная ADSR-огибающая для громкости.
      • Attack (A): Установите на быстрое значение (почти 0) для резкого начала звука (лид) или немного увеличьте для пэда.
      • Decay (D): Настройте по вкусу.
      • Sustain (S): Установите на высокий уровень (70-100%) для продолжительного звука.
      • Release (R): Установите значение, соответствующее желаемому "хвосту" звука после отпускания клавиши (например, 200-800 мс).
    • Env 3 (Filter Envelope - Фильтр): Можно использовать для модуляции фильтра.
      • В Router (Матрица модуляции) назначьте Target (Цель) на Cutoff 1 (или Cutoff 1+2, если используете оба фильтра).
      • В качестве Source (Источник) выберите Env3.
      • Отрегулируйте интенсивность модуляции (ползунок рядом с целью) — положительное значение заставит фильтр открываться, отрицательное — закрываться.
      • Настройте форму Env3 (ADSR) для желаемого эффекта (например, быстрая атака, средний спад).
  6. Сохранение Пресета: Когда звук вам понравится, нажмите Save As... в меню пресетов ES2 и дайте ему имя, например, "My SuperSaw ES2".


Часть 2: Создание пресета SuperSaw в Logic Pro X Alchemy

Alchemy — это монстр семплирования и синтеза, который предлагает еще больше возможностей для создания SuperSaw.

  1. Инициализация:

    • Создайте дорожку Software Instrument и выберите Alchemy (Stereo).
    • В окне Alchemy нажмите на имя пресета вверху и выберите File > Initialize Preset.
  2. Настройка Источников (Sources):

    • Alchemy имеет 4 источника звука (A, B, C, D). Нам понадобятся несколько пилообразных волн.
    • Source A: Перейдите на вкладку Source A. В разделе OSC (Осциллятор) выберите подраздел VA (Virtual Analog). В выпадающем меню формы волны выберите Saw.
    • Source B: Перейдите на вкладку Source B. Сделайте то же самое: OSC > VA > Saw.
    • Source C (Опционально): Можно добавить еще один источник Saw для большей плотности.
    • Баланс Источников: На главной вкладке Global найдите микшер источников (A, B, C, D) и убедитесь, что активные источники (A и B, возможно C) включены и сбалансированы по громкости.
  3. Расстройка и Унисон (Detune & Unison):

    • Способ 1: Ручная расстройка источников:
      • На вкладке Source B найдите ручку Tune (под Coarse/Fine). Слегка расстройте источник B относительно A (например, Fine: +7 cents).
      • Если используете Source C, расстройте его в другую сторону (Fine: -7 cents).
    • Способ 2: Использование Global Unison (Предпочтительный в Alchemy):
      • Перейдите на вкладку Global.
      • Найдите секцию VOICES. Установите режим Poly.
      • Найдите подсекцию UNISON. Установите количество голосов (Voices) на 5, 7 или больше (например, 7).
      • Отрегулируйте ручку Detune. Начните с 10-20% и увеличивайте по вкусу.
      • Отрегулируйте ручку Spread для управления стерео-шириной унисона. Значение 50-100% даст широкий звук.
  4. Фильтр (Filter):

    • Alchemy имеет два мощных фильтра (Filter 1, Filter 2).
    • Перейдите на вкладку Filter. Убедитесь, что Main Filter активен.
    • Выберите тип фильтра, например, Lowpass LP12 Urei или Lowpass LP24 Ladder.
    • Настройте Cutoff и Resonance.
    • Вы можете направить все активные источники (A, B, C) через этот фильтр с помощью настроек роутинга на вкладке Global или Source.
  5. Огибающие (Envelopes) и Модуляция:

    • Alchemy использует AHDSR огибающие.
    • AMP Envelope (Громкость): По умолчанию ENV 1 (AHDSR 1) управляет громкостью (Amp). Настройте его параметры (Attack, Hold, Decay, Sustain, Release) аналогично настройкам Env2 в ES2.
    • Filter Envelope (Фильтр):
      • Используйте другую огибающую, например AHDSR 2.
      • Назначьте ее на модуляцию Main Filter Cutoff. Это можно сделать через матрицу модуляции (Mod Matrix) или правым кликом на ручке Cutoff > Add Modulation > New Envelope.
      • Настройте форму огибающей и интенсивность модуляции.
  6. Дополнительные возможности Alchemy:

    • Формы волн: Экспериментируйте с другими пилообразными волнами в секции VA или даже с импортированными/сгенерированными формами.
    • Performance Controls: Назначьте важные параметры (Cutoff, Detune, Release) на ручки Performance для удобного управления в реальном времени.
  7. Сохранение Пресета: Нажмите File > Save As... и сохраните ваш пресет, например, "My SuperSaw Alchemy".


Часть 3: Рекомендации по Инсертной Обработке

Чтобы ваш SuperSaw зазвучал действительно плотно, профессионально и пробивался сквозь микс, используйте следующие инсертные эффекты на канале синтезатора:

  1. Эквалайзер (Channel EQ):

    • Цель: Убрать ненужный низ, подчеркнуть важные частоты, убрать резонансы.
    • Как использовать:
      • Low Cut (High Pass Filter): Срежьте самый низ (ниже 80-150 Гц, в зависимости от роли звука в миксе), чтобы освободить место для баса и бочки и убрать гул.
      • Mid-Range: Аккуратно вырежьте "мутные" частоты (часто в районе 250-600 Гц), если они мешают.
      • High-Mid/Presence: Можно немного усилить область 2-5 кГц для большей яркости и "пробивной силы".
      • High Cut (Low Pass Filter): Иногда полезно слегка срезать самый верх (выше 15-18 кГц), чтобы убрать излишнюю "цифровую" резкость.
  2. Компрессор (Compressor):

    • Цель: Сгладить динамику, сделать звук более плотным и предсказуемым, добавить панча.
    • Как использовать:
      • Выберите пресет (например, Platinum Synth) или настройте вручную.
      • Ratio (Соотношение): Начните с 2:1 или 3:1.
      • Threshold (Порог): Опускайте, пока не увидите небольшое сжатие (Gain Reduction) на пиках (2-4 дБ для начала).
      • Attack (Атака): Относительно быстрая атака (5-20 мс) поможет сгладить транзиенты.
      • Release (Восстановление): Настройте так, чтобы компрессор "дышал" в ритме музыки (часто 50-150 мс, можно использовать Auto Release).
      • Make Up Gain: Скомпенсируйте потерю громкости.
  3. Насыщение/Дисторшн (Overdrive / Distortion / Phat FX):

    • Цель: Добавить гармоник, теплоты, агрессии (если нужно).
    • Как использовать: Используйте очень аккуратно! Небольшое количество Drive в плагине Overdrive или Tape Saturation может добавить приятную теплоту. Phat FX предлагает множество вариантов сатурации и дисторшна.
  4. Хорус/Ансамбль (Chorus / Ensemble):

    • Цель: Дополнительно расширить стереообраз и добавить движения.
    • Как использовать: Будьте осторожны, так как унисон уже создает эффект хоруса. Используйте минимальные настройки Rate (Скорость) и Intensity/Depth (Интенсивность/Глубина), чтобы не "замылить" звук. Иногда лучше использовать ансамбль для более тонкого эффекта.
  5. Дилей (Delay Designer / Stereo Delay / Tape Delay):

    • Цель: Создать пространство, ритмические повторы.
    • Как использовать:
      • Синхронизируйте с темпом проекта (Sync).
      • Используйте Ping Pong режим для стерео-эффекта.
      • Настройте Feedback (Обратная связь) и Mix/Wet (Уровень эффекта) по вкусу.
      • Примените фильтр (Low/High Cut) внутри дилея, чтобы повторы не мешали основному звуку.
  6. Реверберация (ChromaVerb / Space Designer):

    • Цель: Поместить звук в пространство, добавить глубины и атмосферы.
    • Как использовать:
      • Выберите тип реверберации (Plate, Hall, Room) в зависимости от желаемого характера.
      • Настройте Decay/Time (Время затухания).
      • Используйте Pre-Delay (Предзадержка, 10-30 мс), чтобы отделить исходный звук от реверберационного хвоста, сохраняя читаемость.
      • Отрегулируйте Mix/Wet (Уровень эффекта). Часто реверберацию лучше использовать на посыле (Send/Bus), а не в инсерте, для большей гибкости и экономии ресурсов CPU.

Порядок эффектов: Обычно хороший стартовый порядок: EQ -> Компрессор -> Сатурация -> Модуляция (Chorus) -> Дилей -> Реверберация (если в инсерте). Но не бойтесь экспериментировать!


Заключение:

Теперь у вас есть два отличных варианта создания классического SuperSaw в Logic Pro X и понимание, как его обработать для получения профессионального звучания. Ключ к успеху — эксперименты с параметрами расстройки (Detune), количеством голосов унисона и настройками фильтра и огибающих. Каждый трек уникален, поэтому подстраивайте звук под конкретный контекст вашего микса. Удачи в творчестве!